kolomna-sp
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Рецензия на новую работу Мельникова "Небо за колючкой"

Перейти вниз

Рецензия на новую работу Мельникова "Небо за колючкой" Empty Рецензия на новую работу Мельникова "Небо за колючкой"

Сообщение  Алексей Курганов Пн Янв 23, 2012 1:32 am

Давным-давно, ещё в пору моей московской студенческой юности, я посмотрел фильм Ингмара Бергмана, который назывался, по-моему, «Женские грёзы». Как и во всех работах этого мастера, здесь через вполне прозаические истории двух женщин был выведен глубокий философский подтекст, основная мысль которого заключалась в том, что в каждой человеческой жизни, кроме внешних факторов (успешная карьера, материальное благополучие, удовлетворение основных инстинктов) обязательно присутствуют и глубинные душевные процессы – и вот они-то и помогают человеку выжить, не скурвиться, не опуститься до уровня скота, когда он, человек, попадает в самые неблагоприятные, трагические житейские ситуации. Ассоциации – явления удивительные и не всегда объяснимые, на уровне наития, вот и я почему-то (почему?) сразу вспомнил эту киноленту, только-только начав читать новую работу коломенского литератора Виктора Мельникова.

Назвать её повестью не могу по нескольким причинам: здесь нет КОНКРЕТНОГО главного героя (подчёркиваю – конкретного, хотя сам главный герой в его собирательном значении имеется. Это – ЖЕНЩИНА.). Нет последовательности событий, что является обязательным условием для такого жанра как повесть. Третье: повествовательный хроноскоп хотя и сконцентрирован на узком пространственном промежутке, что отвечает требованиям жанра, но разбросан во времени, а это «не есть хорошо». И четвертое, на уровне придирки: объём самого текста, который до крупной прозы никак не дотягивает (хотя, это уже чисто технический, не принципиальный момент. Исключений, как в российской, так и мировой литературе, предостаточно.). Новая работа Мельникова – это, скорее, сборник даже не рассказов, а именно житейских историй, выписанных настолько и достоверно, и реалистично, и с упором именно на факты, а уже в меньшей степени на эмоции, что больше тяготеет именно к журналистике, а не к литературе.
Впрочем, так ли уж важно определение категории (тем более, что само определение «повесть» в современной российской литературе настолько расплывчато и до сих пор неопределённо, что им можно определить практически любое сочинение размером более двух авторских листов, хотя опять же не только в размерах дело)? Важна, конечно, сама фактура, суть написанного - и вот здесь-то автор, как сейчас модно говорить, действительно «цепляет». Да, женщина за колючей проволокой – это не столько с житейской ( в жизни чего только не бывает), сколько с философской точки зрения ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО. Радует то, что автор ушёл от штампа «все мужики – козлы», подразумевающего конкретные источники женских бед именно в мужчинах, и этот «уход» прописан им в образе некоего Сергея, который, познакомившись с заключённой Полиной Зверевой, настолько проникся к ней больше сострадательными, нежели любовными (да и какие именно любовные чувства могут образоваться лишь в результате обмена эпистоляриями?) чувствами, что решил дождаться её – и своё желание выполнил, что и подтверждено в финальных сценах произведения. Возможно, такие мужчины действительно существуют, во всяком случае, очень хочется надеяться, что это не окончательно вымерший подвид «сильного пола».

Я много лет знаком с Мельниковым и, соответственно с его литературными работами. Это автор, который работает в классической, иногда даже камерной манере, именно в ТРАДИЦИЯХ, заложенных классиками российской литературы. Отсюда и добротный литературный язык, и крепкие сюжеты, и если не бросающаяся в глаза и уж никак не экстравагантная, то вполне впечатляющая образность. Новую работу можно отнести к разряду экспериментов, поскольку в своих прежних работах, за исключением, пожалуй, рассказа «Не забуду Ильича!», Мельников так напрямую к тюремной теме не подходил. Удался ему эксперимент или нет - судить читателям, здесь каждый имеет право на собственное мнение. Моё же заключается в том, что новую работу коломенского мастера нужно ЧИТАТЬ. Читать хотя бы потому, что это не ЧТИВО для заполнения свободного времени, а именно ЧТЕНИЕ, а значит, на сегодня довольно большая редкость в современной российской литературе.

Алексей Курганов

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-01-16

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения