Рецензия на новую работу Мельникова "Небо за колючкой"
Страница 1 из 1
Рецензия на новую работу Мельникова "Небо за колючкой"
Давным-давно, ещё в пору моей московской студенческой юности, я посмотрел фильм Ингмара Бергмана, который назывался, по-моему, «Женские грёзы». Как и во всех работах этого мастера, здесь через вполне прозаические истории двух женщин был выведен глубокий философский подтекст, основная мысль которого заключалась в том, что в каждой человеческой жизни, кроме внешних факторов (успешная карьера, материальное благополучие, удовлетворение основных инстинктов) обязательно присутствуют и глубинные душевные процессы – и вот они-то и помогают человеку выжить, не скурвиться, не опуститься до уровня скота, когда он, человек, попадает в самые неблагоприятные, трагические житейские ситуации. Ассоциации – явления удивительные и не всегда объяснимые, на уровне наития, вот и я почему-то (почему?) сразу вспомнил эту киноленту, только-только начав читать новую работу коломенского литератора Виктора Мельникова.
Назвать её повестью не могу по нескольким причинам: здесь нет КОНКРЕТНОГО главного героя (подчёркиваю – конкретного, хотя сам главный герой в его собирательном значении имеется. Это – ЖЕНЩИНА.). Нет последовательности событий, что является обязательным условием для такого жанра как повесть. Третье: повествовательный хроноскоп хотя и сконцентрирован на узком пространственном промежутке, что отвечает требованиям жанра, но разбросан во времени, а это «не есть хорошо». И четвертое, на уровне придирки: объём самого текста, который до крупной прозы никак не дотягивает (хотя, это уже чисто технический, не принципиальный момент. Исключений, как в российской, так и мировой литературе, предостаточно.). Новая работа Мельникова – это, скорее, сборник даже не рассказов, а именно житейских историй, выписанных настолько и достоверно, и реалистично, и с упором именно на факты, а уже в меньшей степени на эмоции, что больше тяготеет именно к журналистике, а не к литературе.
Впрочем, так ли уж важно определение категории (тем более, что само определение «повесть» в современной российской литературе настолько расплывчато и до сих пор неопределённо, что им можно определить практически любое сочинение размером более двух авторских листов, хотя опять же не только в размерах дело)? Важна, конечно, сама фактура, суть написанного - и вот здесь-то автор, как сейчас модно говорить, действительно «цепляет». Да, женщина за колючей проволокой – это не столько с житейской ( в жизни чего только не бывает), сколько с философской точки зрения ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО. Радует то, что автор ушёл от штампа «все мужики – козлы», подразумевающего конкретные источники женских бед именно в мужчинах, и этот «уход» прописан им в образе некоего Сергея, который, познакомившись с заключённой Полиной Зверевой, настолько проникся к ней больше сострадательными, нежели любовными (да и какие именно любовные чувства могут образоваться лишь в результате обмена эпистоляриями?) чувствами, что решил дождаться её – и своё желание выполнил, что и подтверждено в финальных сценах произведения. Возможно, такие мужчины действительно существуют, во всяком случае, очень хочется надеяться, что это не окончательно вымерший подвид «сильного пола».
Я много лет знаком с Мельниковым и, соответственно с его литературными работами. Это автор, который работает в классической, иногда даже камерной манере, именно в ТРАДИЦИЯХ, заложенных классиками российской литературы. Отсюда и добротный литературный язык, и крепкие сюжеты, и если не бросающаяся в глаза и уж никак не экстравагантная, то вполне впечатляющая образность. Новую работу можно отнести к разряду экспериментов, поскольку в своих прежних работах, за исключением, пожалуй, рассказа «Не забуду Ильича!», Мельников так напрямую к тюремной теме не подходил. Удался ему эксперимент или нет - судить читателям, здесь каждый имеет право на собственное мнение. Моё же заключается в том, что новую работу коломенского мастера нужно ЧИТАТЬ. Читать хотя бы потому, что это не ЧТИВО для заполнения свободного времени, а именно ЧТЕНИЕ, а значит, на сегодня довольно большая редкость в современной российской литературе.
Назвать её повестью не могу по нескольким причинам: здесь нет КОНКРЕТНОГО главного героя (подчёркиваю – конкретного, хотя сам главный герой в его собирательном значении имеется. Это – ЖЕНЩИНА.). Нет последовательности событий, что является обязательным условием для такого жанра как повесть. Третье: повествовательный хроноскоп хотя и сконцентрирован на узком пространственном промежутке, что отвечает требованиям жанра, но разбросан во времени, а это «не есть хорошо». И четвертое, на уровне придирки: объём самого текста, который до крупной прозы никак не дотягивает (хотя, это уже чисто технический, не принципиальный момент. Исключений, как в российской, так и мировой литературе, предостаточно.). Новая работа Мельникова – это, скорее, сборник даже не рассказов, а именно житейских историй, выписанных настолько и достоверно, и реалистично, и с упором именно на факты, а уже в меньшей степени на эмоции, что больше тяготеет именно к журналистике, а не к литературе.
Впрочем, так ли уж важно определение категории (тем более, что само определение «повесть» в современной российской литературе настолько расплывчато и до сих пор неопределённо, что им можно определить практически любое сочинение размером более двух авторских листов, хотя опять же не только в размерах дело)? Важна, конечно, сама фактура, суть написанного - и вот здесь-то автор, как сейчас модно говорить, действительно «цепляет». Да, женщина за колючей проволокой – это не столько с житейской ( в жизни чего только не бывает), сколько с философской точки зрения ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО. Радует то, что автор ушёл от штампа «все мужики – козлы», подразумевающего конкретные источники женских бед именно в мужчинах, и этот «уход» прописан им в образе некоего Сергея, который, познакомившись с заключённой Полиной Зверевой, настолько проникся к ней больше сострадательными, нежели любовными (да и какие именно любовные чувства могут образоваться лишь в результате обмена эпистоляриями?) чувствами, что решил дождаться её – и своё желание выполнил, что и подтверждено в финальных сценах произведения. Возможно, такие мужчины действительно существуют, во всяком случае, очень хочется надеяться, что это не окончательно вымерший подвид «сильного пола».
Я много лет знаком с Мельниковым и, соответственно с его литературными работами. Это автор, который работает в классической, иногда даже камерной манере, именно в ТРАДИЦИЯХ, заложенных классиками российской литературы. Отсюда и добротный литературный язык, и крепкие сюжеты, и если не бросающаяся в глаза и уж никак не экстравагантная, то вполне впечатляющая образность. Новую работу можно отнести к разряду экспериментов, поскольку в своих прежних работах, за исключением, пожалуй, рассказа «Не забуду Ильича!», Мельников так напрямую к тюремной теме не подходил. Удался ему эксперимент или нет - судить читателям, здесь каждый имеет право на собственное мнение. Моё же заключается в том, что новую работу коломенского мастера нужно ЧИТАТЬ. Читать хотя бы потому, что это не ЧТИВО для заполнения свободного времени, а именно ЧТЕНИЕ, а значит, на сегодня довольно большая редкость в современной российской литературе.
Алексей Курганов- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-01-16
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|